6 мая, в канун вторника Светлой седмицы, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил пасхальную утреню в кафедральном соборе Живоначальной Троицы г. Вольска.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Вольского благочиния и другие священники Саратовской Епархии.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора Живоначальной Троицы г. Вольска под управлением регента Натальи Владимировны Витущенко.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по представлению митрополита Саратовского и Вольского Игнатия, во внимание к трудам на благо Церкви, а также в связи с 30-летием служения в сане пресвитера, ко дню Святой Христовой Пасхи 2024 года почетный настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вольска протоиерей Михаил Воробьёв был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
Во внимание к усердным трудам на благо Церкви, ко дню Святой Христовой Пасхи 2024 года протоиерею Алексию Земцову, благочинному Вольского округа, вручили медаль Саратовской епархии священномученика Германа, епископа Вольского, II степени.
Медали Саратовской митрополии «Спас Нерукотворный» III степени был удостоен благочинный Хвалынского округа протоиерей Павел Усов.
Во внимание к благотворительной помощи в проекте по росписи кафедрального собора Живоначальной Троицы г. Вольска, а также многолетнему сотрудничеству и помощи приходам Вольского благочиния, медалями Саратовской епархии священномученика Германа, епископа Вольского, III степени были награждены: — Андрей Евгеньевич Татаринов, глава Вольского муниципального района Саратовской области; — Сергей Андреевич Лобанов, директор Балаковского филиала АО «Апатит» (Балаковский химический кластер группы «ФосАгро»).
Архиерейских грамот были удостоены: — Татьяна Николаевна Кожевникова, начальник Управления информационной политики и общественных отношений администрации Вольского района; — Светлана Владиславовна Стрекнева, заведующая детским садом комбинированного вида №25 «Теремок»» г. Вольска.
«Христос воскресе! Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с Пасхой Христовой, с Воскресением Господа и Спасителя нашего, — приветствовал собравшихся митрополит Игнатий. — Второй день мы прославляем Воскресшего Спасителя, Который пришёл в мир, принял человеческую природу для того, чтобы каждый из нас стал причастником Его Воскресения, причастником Его вечной жизни. Так возлюбил Господь мир, так возлюбил человека, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.
Все мы живем на земле, имеем свои слабости, имеем свои пороки, но Господь нас не наказывает за то, что мы грешим,— Господь нас наказывает за то, что мы не каемся, и наказание — это не возмездие, как мы часто думаем; наказание — это наказ. Бог нас уберегает, чтобы мы не остались вне Его Царства любви, поскольку Он является Источником жизни, Источником всякого блага, Он хочет, чтобы каждый человек наследовал вечную жизнь. Он не хочет, чтобы человек оказался вне Его, ведь вне Его — преисподняя. Где нет Бога, там очень страшно.
Бывало, наверное, у каждого человека в жизни отчаяние, безнадёжное состояние — и это лишь отголосок состояния богооставленности. И, наверное, бывало чувство радости, когда мы молились или читали Евангелие, например. Вдохновение радости, необъяснимого спокойствия — это тоже отголосок, но только уже рая, отголосок соприкосновения с благодатью Божией. Ради этого Христос пришел на землю — чтобы мы, покинув этот мир, встретились с Ним».
Владыка отметил, что многие превратно понимают слова о жизни после смерти, считая, что на том свете будет только душа, а жизнь человека как таковая закончилась.
«Это неправда, учение Православной Церкви говорит о будущем всеобщем воскресении, и Сам Спаситель говорит, что люди все воскреснут и тела будут возвращены. Состояние до общего Суда — временное, потому что человек сотворён не только с душой, но и с телом. Об этом не надо забывать. И то, что мы воскреснем телесно, Господь показал Своим Воскресением — Он являлся Своим ученикам после Воскресения, и апостолы видели на Его руках язвы от гвоздей. Это было реальное тело, но оно уже имело иное качество, иное состояние, — и так же человек в раю был создан с телом, но оно не было таким, каким мы сейчас его имеем — стареющим, болеющим. В раю было иначе, и только в результате нарушения заповеди Господа возникла дисгармония, произошло то, что повлекло за собой изгнание Адама и Евы из рая, и люди стали болеть и умирать. Не только тело стало умирать — умирала и душа. Она попадала в преисподнюю, место, где нет Бога, пока Господь не пришел и не принес Искупительную Жертву. Он не оставил человека, который воспользовался во зло свободой, данной ему Творцом, Он пришел и умер за нас, став одним из нас. И теперь каждый должен помнить, какой ценой мы имеем возможность восстановить то богообщение, которое было прервано в результате греха наших праотцев».
«Господь дает на Пасху неизречённую радость, напоминая нам всем, что мы должны не только хорошо знать заповеди, но и их исполнять. Заповеди любви — это очень непростые заповеди. Мы любим, когда нас любят, а когда нас не очень любят, то мы готовы зайти далеко: человек разгневанный, обиженный способен на многое. Но Господь, умирая на Кресте, молился за все человечество, в том числе за тех людей, которые непосредственно Его предали и распяли,— разве мы имеем в себе такую любовь? Нет, не имеем, но Господь говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). И мы должны к этому стремиться, должны осознавать своё недостоинство, понимать, что мы приобщаемся Тела и Крови Христовых не потому, что мы достойно подготовились, а только осознавая свою немощь, свое погибельное состояние, имея сокрушённое сердце.
Иногда доводится слышать в проповеди священников такие слова: “Надо достойно причащаться Тела и Крови Христовых”. Так кто же может достойно причаститься? Если мы так ставим вопрос, значит, что-то не так в нашем состоянии. Мы привыкли исполнять какие-то формальные установления — к примеру, есть такое выражение — “вычитать три канона”. А может быть, надо помолиться? “Вычитать” можно и не три канона, а двадцать три, а толку никакого не будет.
Стандартная, часто встречающаяся исповедь: “Каноны ко Причастию вычитала, три дня постилась, к Причастию готова. Согрешила делом, словом, помышлением”. И всё, а сердце остается совершенно в стороне. И мы успокаиваем себя тем, что какие-то формальные вещи уставные исполнили. Но наше сердце осталось непричастным!
У нас есть пример мытаря и фарисея: то, что закон предписывал с формальной точки зрения, фарисей сделал правильно. А мытарь, осознавая свою греховность, не смел даже поднять взор, бил себя в грудь и говорил: Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18, 13). Вот так нам надо воспринимать себя, когда мы подходим к Чаше Христовой. Устав, законы должны служить в помощь покаянию, а не поводом для самодовольства и самохвальства. Сердце наше должно быть живым».
Архипастырь добавил, что в первую очередь, чтобы почувствовать радость Воскресения, нужно осознать свое недостоинство перед величием Божиим, перед Его смирением, перед Его жертвенной любовью, которая изливается на каждого из нас:
«А мы что? “Мы вот Тебе вычитали и три дня попостились. Вот на Тебе Твоё и дай нам здоровья, счастья, спокойствия, и чтобы сын не пил, и чтобы дочка хорошо сдала экзамены. И причащусь, чтобы нога не болела”. Такое тоже, к сожалению, бывает. А ведь Господь пришел совершенно для другого. Он может, конечно, исцелить, но Он пришел для того, чтобы спасти нашу душу от вечной смерти — чтобы мы, умирая для греха, совоскресли с Ним для новой жизни.
Апостол Павел говорит, что не приходило то на сердце человеку, что приготовил Господь любящим Его (см.: 1 Кор. 2, 9). То есть мы даже не представляем, что за эмоции, если можно так выразиться, приготовил Господь для тех, кто Его любит, кто идет Ему навстречу с сокрушенным сердцем».
«Маленькие дети часто говорят, что любят, когда им подарки дарят, а сами дарить не любят. Когда же человек становится старше, он испытывает радость от того, что кому-то что-то дарит, ведь это несоизмеримо большая эмоция, нежели чем когда ты принимаешь подарок. Те, кто знает это состояние, поймут, о чем речь: когда ты делаешь что-то для другого, жертвуешь от сердца, то посылается необыкновенная радость, чувство необъяснимого счастья, хотя ты вроде бы что-то отдал, чего-то лишился. Наше — это то, что мы отдали, есть такое высказывание в святоотеческом учении. Поэтому давайте помнить, что в первую очередь мы должны отдавать свое сердце, свою любовь, свое время, свою заботу другим. И тогда радость о Воскресшем Господе будет с каждым из нас. Христос воскресе!» — заключил архиерей.
От имени духовенства и прихожан храмов Вольского благочиния к владыке Игнатию обратился протоиерей Алексий Земцов. Он поздравил архипастыря со Светлым Христовым Воскресением, поблагодарил за внимание и заботу, пожелал в эти светлые дни Божией помощи в служении, крепости, здоровья духовного и физического, добрых и хороших помощников.
фото Пресс-службы Саратовской епархии