Таинство Елеосвящения (Соборование)

Размещено Мар 10, 2018 | Комментарии (0)

Со­бо­ро­ва­ние, так­же на­зы­вае­мое Елеос­вя­ще­нием, — цер­ков­ное Таинст­во, в ко­то­ром при по­ма­за­нии те­ла спе­циаль­но ос­вя­щен­ным мас­лом (еле­ем) при­зы­вает­ся на че­ло­ве­ка бла­го­дать Божия, ис­це­ляю­щая не­мо­щи ду­шев­ные и те­лес­ные. Оно называется так потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев.

Молитвы этого Таинства, во-первых, могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля, либо укрепить человека в болезни, духовно поддержать его. Однако нельзя воспринимать Таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней: Соборование не отменяет употребления лекарственных средств!

Во-вторых, что не менее важно, в Таинстве Соборования человек получает прощение забытых грехов, которые отягощают душу и могут стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных. Потому и физически здоровым людям Соборование помогает выздоравливать душой, даёт силы не унывать и бороться за свое спасение. Отсюда и традиция совершать Соборование Великим постом, чтобы Пасху встретить «чистым сердцем».

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние). Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство Елеосвящения было установлено Самим Иисусом Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15): “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

В нынешнем виде богослужебный чин Таинства Соборования известен с XV века. Само последование Таинства состоит в прочтении семи различных отрывков из Апостола и Евангелия. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов совершается помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином (также семикратно).

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Тайн. На Соборование надо записаться в день совершения Таинства в притворе храма: назвать свое имя и купить свечу (ее зажигают во время чтения Евангелия). По традиции за Соборование можно принести жертву в храм. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом (елеем). Также полезно взять с собой текст чинопоследования, чтобы осмысленно участвовать в Таинстве. Ошибочно полагать, что главное «помазаться» маслом. Если человек не имеет веры, во время Соборования не молится, не приступает к нему со страхом Божиим – Таинство для него становится бессмысленным. Лучше прийти в одежде с открытым воротом. После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но выбрасывать ее нельзя: либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание. После службы можно забрать домой оставшиеся зерно (и добавлять в пищу), елей – помазываться и наливать в лампадки.

Таинство Соборования может совершаться на дому над одним болящим, а может и в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому Таинству.

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как “последнего помазания”, что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Иногда люди боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Для действительно умирающего человека Соборование совершенно необходимо: оно освобождает его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел покаяться в Таинстве исповеди.

К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели